Как Донателло формировал эпоху Возрождения

Шоу-блокбастер вновь знакомит современных зрителей с одним из самых значительных скульпторов в истории западного искусства.

Ни одна статуя эпохи Возрождения не является более известной, чем "Давид" Микеланджело, высеченный в начале XVI века. Однако пятиметровый обнаженный человек обязан гораздо меньшей бронзовой скульптуре, которую Донато ди Никколо ди Бетто Барди, или Донателло, создал примерно на полвека раньше. Этот Давид, соблазнительная фигура с чувственным, изогнутым телом, стоит на отрубленной голове Голиафа. Одной рукой он держит древко меча, другой - мешочек с камнями. Это был первый свободно стоящий обнаженный мужчина со времен античности.

Гипсовый слепок "Давида" Донателло, сделанный в 1885 году, является одним из около 130 бюстов, барельефов, резных фигур, рисунков и картин, выставленных в лондонском Музее Виктории и Альберта (V&A) - первой крупной выставке, посвященной Донателло в Великобритании. Спустя шесть веков после его творчества флорентийский художник переживает нечто вроде ренессанса. В прошлом году он был объектом обширной выставки в Фонде Палаццо Строцци и музее Барджелло во Флоренции, на которой впервые четыре его драгоценных бронзовых изделия были перенесены из религиозных помещений. Государственные музеи Берлина недавно тоже представили его работы. Вместе эти связанные, но разные выставки представляют собой великолепную дань уважения одному из самых важных скульпторов в истории западного искусства.

Донателло родился в семье суконщиков в 1386 году. Документы свидетельствуют о том, что подростком он выучился на ювелира, как и многие художники той эпохи. Техники, которым он научился — лепка восковых моделей, отливка предметов из драгоценных металлов и декорирование — были ценны в 1400-е годы, или Кватроченто. Мастерские были полны ремесленников, работавших над украшением монументального собора Флоренции, вершины творческих устремлений города. Навыки Донателло привлекли внимание Лоренцо Гиберти, мастера раннего Возрождения, который нанял его для работы над 28 медными рельефами, которые должны были украсить северный вход в Баптистерий. Гиберти щедро платил своему помощнику, что было ранним признаком его таланта.

В эпоху раннего Возрождения художники обновляли идеи древних. Донателло стимулировал это возрождение, заимствовав классические образы задолго до того, как отлил своего двусмысленного Давида в бронзе. Возьмите элегантного юношу, которого он вырезал из мрамора около 1409 года, другого Давида (на фото внизу слева). Его мантии дразняще распахнуты, тонкие складки привлекают взгляд зрителя к его не совсем скрытому бедру. Листья амаранта — возможно, отсылка к охотнику, превратившемуся в цветок из греческого мифа, — украшают кудри победителя. Под его ногами волосатый Голиаф, хотя и обезглавленный, с застрявшим во лбу камнем, кажется, мирно спит. Этот грациозный герой мог бы резвиться вокруг горы Олимп с божествами, а не рубить гигантов-филистимлян. Донателло тоже отлит из терракоты. Немногие европейские художники удосужились обжечь глину со времен римлян.



У него была исключительная способность вдохнуть жизнь в свои предметы из мрамора, дерева и даже бронзы — самого технически сложного материала для работы. Зрители могут смеяться вместе с его фыркающими спирителли, мифическими духами, резвящимися вокруг внешней кафедры собора в Прато. Матери, в частности, могут испытывать боль при встрече с «Богоматерью с младенцем (Мадонна Пацци)», моментом глубокой близости, запечатленным Донателло примерно в 1425 году, сделав неглубокие надрезы в белоснежном мраморе (на фото ниже). Донателло «показывает, что значит быть человеком и что это вне времени», — говорит Пета Моттюр, главный куратор выставки в Лондоне. Барельеф также является великолепным примером техники rilievo schiacciato (раздавленный рельеф), которую впервые применил Донателло. Но он был гораздо больше, чем формальный новатор. Он тоже обладал богатым воображением, и для современной аудитории это может означать множество догадок.

Среди самых загадочных его творений - Аттис—Аморино, бронзовый херувим (на фото справа вверху), охваченный каким-то экстазом - возможно, вызванным опиоидами, если судить по маковым зернышкам на его поясе. Кто это мифологическое существо с хвостом, задается вопросом зритель? И почему его бриджи отвисают, открывая гениталии? Все это делает работу Донателло такой захватывающей, утверждает госпожа Моттюр. Вы можете расшифровать некоторые “послания, которые были бы поняты в то время... а некоторые мы просто не можем постичь”, - говорит она.



Когда Донателло умер в 1466 году, его покровители, могущественные Медичи, правившие Флоренцией, похоронили его рядом с Козимо Медичи в склепе церкви Сан-Лоренцо. Для человека из рабочего района Ольтрарно это был настоящий подъем. Но его художественный дух жил в Чинквеченто, когда его последователи, в том числе Микеланджело, опирались на то, как их предки использовали перспективу, эмоции и классические формы в своих собственных захватывающих произведениях искусства. Ренессанс является синонимом трех громких имен, говорит куратор, имея в виду Рафаэля, Леонардо да Винчи и художника Сикстинской капеллы. Эта выставка убедительно доказывает, что Донателло должен стать четвертым.

Перевод оригинальной статьи The Economist

Вернуться к блогу

Комментировать